№1* по санаториям в России

Академическая галерея

В 1847 году в Пятигорске  было всего три здания, построенных из камня: Городская ресторация, Католический храм и Николаевские ванны (ныне Лермонтовские).  

Академическая галерея. Автор фотографии Павел Богданов

В 1844 году наместником на Кавказе становится князь Михаил Семёнович Воронцов. Главным архитектором Кавказских курортов назначают Самуила Ивановича Уптона, который как раз закончил строительство дворца Воронцова в Крыму. Благодаря участию князя Воронцова, прогулочные галереи построены во всех городах Кавказских Минеральных Вод. Первой началось строительство Елизаветинской или, как её сейчас называют, Академической галереи.

Её начинают строить возле Елизаветинского источника, открытого доктором Гаазом в 1809 году. По проекту С. И. Уптона, галерея должна была соединить склон Машука и гору Горячая. На крыше Академической галереи планировалось устроить прогулочную террасу.  Завершили строительство в 1851 году, но прогулочную террасу так и не соорудили. К тому времени архитектор С. И. Уптон был отстранён от строительства из-за ошибок, допущенных при возведении Спасского собора. 

У Елизаветинской галереи, как у порядочной пятигорской достопримечательности, есть своя легенда. По официальным сведениям, своё имя она получила по имени источника, возле которого её возвели, но есть и романтическая версия. В 1846 году в Пятигорск приезжает Елизавета Ксаверьевна Воронцова. Уптон поражён её красотой. Он становится рассеянным. Ему трудно сосредоточиться на работе. В это время он работает над проектом будущей галереи. Эскиз  получается необычайно светлым и воздушным, совершенно непохожим на его прежние работы. Архитектор, воспитанный в традициях английского зодчества, рисует ажурное здание в итальянском стиле. Пушкин посвящает Елизавете Воронцовой стихи, а Уптон в её честь называет галерею. 

Центральная часть Елизаветинской галереи соединяется арками с боковыми флигелями. Под ними проходит дорога, ведущая к подземному озеру Провал. В правом крыле размещались ванны. Было два кабинета — мужской и женский. К каждому примыкала просторная комната отдыха. В правом крыле находился питьевой бювет. Вдоль стен прогулочной галереи стояли диваны для отдыха. В цокольном этаже скрывались подсобные помещения и комнаты прислуги. 

Елизаветинская галерея быстро обрела популярность. Лермонтовский Печорин, приехав в Пятигорск, первым делом посещает именно эту галерею. На площадке возле галереи происходит одно из центральных действий романа «Герой нашего времени». 

«Наконец, вот и колодец! На площадке близ него построен домик с красной кровлею над ванной, а подальше галерея, где гуляют во время дождя».

Через 12 лет после постройки Елизаветинская галерея уже нуждалась в серьёзном ремонте. Пришлось поменять протекающую крышу и оштукатурить стены. В это же время полы застелили каменными плитами, которые сохранились до сегодняшнего дня.  

В 1875 году увеличивается расход воды из источника. Появляется деревянная пристройка, в которой размещают ещё пять ванн. Уродливая пристройка просуществовала до 1926 года, когда её снесли за ненадобностью.

В правом флигеле через несколько лет открывается лечебница для неимущих – приют святой Ольги. А чуть позже здесь появляется хирургическое отделение и первая в городе больница на десять коек.

В 1925 году в честь 200-летия Академии наук СССР Елизаветинскую галерею переименовывают в Академическую.

Академическая галерея. Автор фотографии Павел Богданов

Некоторое время в левом флигеле размещался музей Кавказского Горного Общества (К.Г.О). Позже его передавали в ведение Бальнеологического института. Здесь размещался курортный музей и запасники краеведческого музея. Когда временно иссяк Елизаветинский источник, советская власть не придумала ничего лучше, как разместить в историческом здании склад маслозавода. В правом крыле и подвалах хранили семечки. Хорошо, что это продолжалось сравнительно недолго, около двух лет.

В 70-х годах прошлого века в левом флигеле – в помещении ванн – установили электронный прибор, при помощи которого озвучивалась беседка «Эолова арфа». 

Из парка «Цветник» к Академической галерее ведёт белокаменная лестница. Её построили уже в 1934 году на месте Елизаветинского парка и музея под открытым небом. Архитектору Еськову удалось уловить настроение С.И. Уптона. Лестница стала логическим завершением архитектурного ансамбля Академической галереи. 

Во время Перестройки в академической галерее нашел приют кооператив «Вернисаж», где выставлялись местные художники и скульпторы. Ванны уже давно были закрыты, но питьевые бюветы продолжали действовать, пока выше галереи не началась варварская застройка. В результате иссякли несколько источников. Прекратилась подача воды в бюветы и Михайловские ванны. 

Сейчас в одном из помещений Академической галереи располагается Музей насекомых. Остальную часть галереи можно осмотреть только снаружи. С площадки по-прежнему открывается завораживающий вид на Пятигорск. Если дождь застал вас во время прогулки, а «Академичка» где-то неподалёку, знайте – там очень уютно во время дождя. А ещё под сводами Академической галереи замечательная акустика. Может быть, повезёт, и вы услышите голоса минувших лет? Говорят, стены многое помнят… 

Академическая галерея находится в самой верхней части парка «Цветник» по центральной аллее.


Знаете ли вы, что...

Некоторые события знаменитого романа Ильфа и Петрова «12 стульев» происходили в Пятигорске, в том числе на Провале и в Цветнике. Оба автора романа специально побывали на Кавказе, что подтверждено в записных книжках Ильфа. Интересно, что Гайдай в своей гениальной экранизации решил провести натурные съемки вместо Провала – у грота Лермонтова, вместо Цветника – у грязелечебницы имени Семашко в Ессентуках.
К сравнению добавлено санаториев: 0
Нажмите на иконку рядом с санаторием, чтобы добавить его в лист сравнения