Путевки по официальным ценам санатория
Бесплатный трансфер до санатория
20% скидки на все экскурсии по КМВ

Трамвай

Яркие вагончики деловито снуют по живописным улицам Пятигорска. Без трамвая невозможно себе представить этот небольшой курортный городок. Ни в одном из соседних курортов такого транспорта нет.

Трамвай. Автор фотографии Павел Богданов

Всего в городе восемь трамвайных маршрутов. Они охватывают курортную зону, промышленную, новые микрорайоны и четыре железнодорожные станции. Общая протяженность трамвайных путей – больше 45 км. Уникальность пятигорского трамвая в том, что он узкоколейный – ширина между рельсами 1000 мм. Из всех российских городов подобная узкоколейка есть только в Калининграде. Узкое расстояние между рельсами обуславливает дизайн и форму вагонов: они компактные и изящные. 

История пятигорского трамвая начинается в 1898 году, когда Р.Р. Лейцингером был поднят вопрос об оснащении быстро развивающегося курортного города электрическим транспортом. Задача будущего трамвая состояла в том, чтобы соединить новые районы и железнодорожный вокзал с курортной зоной для удобства отдыхающих. 

Недалеко от Ессентуков, на реке Подкумок, компанией «Сименс и Гальске» была построена крупная гидроэлектрическая станция «Белый уголь». Электроэнергия станции использовалась для передвижения пятигорского трамвая, освещения городов-курортов и для работы электромоторов, подающих воду в ванные здания. Мощность станции была 800 кВт. Этого хватало еще и для движения грузового трамвая в Кисловодске, перевозившего нарзан в бутылках от завода до станции Минутка.

Проект первых двух трамвайный линий (от железнодорожного вокзала до Елизаветинской галереи и от парка «Цветник» до Провала) разработал инженер Фридман С.М. Он же и управлял первым пробным запуском трамвайного вагона, который был осуществлен 1 сентября 1903 года и приурочен к столетию Кавказских Минеральных Вод. Напротив железнодорожного вокзала было построено трамвайное депо. Рельсы подходили прямо к железнодорожной платформе. Это было сделано для комфортного перемещения отдыхающих из поезда в трамвайный вагон. 

Старое депо сохранилось и по сей день. Теперь там располагается ремонтная трамвайная станция, на территории которой выставлен один из первых вагонов - «босоножка», точь в точь такой, какой бегал по рельсам в начале XX века.

В это же время начал застраиваться «трамвайный район». Здания из желтого кирпича украсили главную улицу Царскую (сейчас проспект им. Кирова) со стороны привокзальной площади. Многие из них имели непосредственное отношение к трамваю. Так, в двухэтажном доме рядом с депо размещалось ремесленное училище, готовившее рабочих-трамвайщиков. А особняк напротив, тоже двухэтажный, построили братья Лейзерович, взявшие позже трамвай в аренду на 25 лет. Здесь же, недалеко от площади, были построены ведомственные дома для служащих трамвая.

Вторая трамвайная линия (парк Цветник – Провал) проходила мимо дачи-пансионата Эльзы Гукасовой, что принесло ей значительную популярность. Похожее на старинный замок здание можно увидеть и сейчас, а вот трамвайная линия на Провал не сохранилась. Виной тому, по мнению старожилов, случай, когда вагон, спускавшийся на большой скорости с горы, врезался в угловое здание. Пути были разобраны и об этой линии забыли.

После революции началось активное развитие трамвайного дела. Добавилось несколько новых маршрутов: «Вокзал – Скачки», «Радоновые ванны – Мясокомбинат», «Железнодорожный вокзал – станция Горячеводская».

Несмотря на то, что во время войны 1941-45 гг вагоны были повреждены, тяговая подстанция разрушена, депо сгорело, а пути демонтированы по нескольким линиям, пятигорчанам удалось собственными силами восстановить и даже улучшить полюбившийся вид транспорта. 

В послевоенные годы был проложен трамвайный путь на Белую Ромашку (новый микрорайон). Взамен устаревших вагонов в 1967 г приобретены удобные, быстроходные вагоны чехословацкого производства «Татры-3». А в девяностые годы XX века были проложены трамвайные пути к микрорайону Бештау и открыты два новых маршрута. В те же годы трамвайный парк пополнился новыми вагонами.

Каждый год в Пятигорск поезда везут отдыхающих. Прямо у вокзала пассажиров встречает пятигорский трамвай. Вагоны №№ 1, 3, 5 и 6 за 10 минут довозят до центра города, где и расположена курортная зона с многочисленными санаториями. 

Сейчас трамвайные линии соединяют отдаленные районы с транспортными узлами города. Вагоны ходят регулярно. На маршрутах их около ста. Проблемы дорожных пробок для них не существует. Это самый удобный и экологичный вид транспорта в настоящее время. 


Знаете ли вы, что...

Нижнее голубое озеро, которое находится в Черекском районе Кабардино-Балкарии, считается вторым по глубине карстовым озером в мире после Воклюза. Его глубина — 368 м. Главная тайна озера до сих пор не раскрыта: ни одна река, ни один ручей не впадают в озеро, при этом каждые сутки из озера вытекает 70 миллионов литров воды. В 2004 году здесь был установлен национальный рекорд по погружению в воду на глубину 180 м.

Оставьте свой отзыв!

Отдыхали в санаториях КавМинВод?
У Вас есть, что сказать?

На сайте представлена подробная информация по каждому санаторию:

  • фотографии,
  • описания лечебных программ,
  • условия проживания,
  • стоимость.

Заказать обратный звонок!

Сравнить
Нажмите на иконку рядом с санаторием, чтобы добавить его в лист сравнения