8 800 700-15-77 Бесплатно по России
Путевки по официальным ценам санатория
Бесплатный трансфер до санатория
20% скидки на все экскурсии по КМВ

Трамвай

Яркие вагончики деловито снуют по живописным улицам Пятигорска. Без трамвая невозможно себе представить этот небольшой курортный городок. Ни в одном из соседних курортов такого транспорта нет.

Трамвай. Автор фотографии Павел Богданов

Всего в городе восемь трамвайных маршрутов. Они охватывают курортную зону, промышленную, новые микрорайоны и четыре железнодорожные станции. Общая протяжённость трамвайных путей — больше 45 км. Уникальность пятигорского трамвая в том, что он узкоколейный — ширина между рельсами составляет 10 м. Из всех российских городов подобная узкоколейка есть только в Калининграде. Узкое расстояние между рельсами обуславливает дизайн и форму вагонов: они компактные и изящные. 

История пятигорского трамвая начинается в 1898 году, когда Р. Р. Лейцингером был поднят вопрос об оснащении быстро развивающегося курортного города электрическим транспортом. Задача будущего трамвая состояла в том, чтобы соединить новые районы и железнодорожный вокзал с курортной зоной для удобства отдыхающих. 

Недалеко от Ессентуков, на реке Подкумок, компанией «Сименс и Гальске» была построена крупная гидроэлектрическая станция «Белый уголь». Электроэнергия станции использовалась для передвижения пятигорского трамвая, освещения городов-курортов и для работы электромоторов, подающих воду в ванные здания. Мощность станции была 800 кВт. Этого хватало ещё и для движения грузового трамвая в Кисловодске, перевозившего нарзан в бутылках от завода до станции Минутка.

Проект первых двух трамвайных линий (от железнодорожного вокзала до Елизаветинской галереи и от парка «Цветник» до Провала) разработал инженер Фридман С. М. Он же и управлял первым пробным запуском трамвайного вагона, который был осуществлён 1 сентября 1903 года и приурочен к столетию Кавказских Минеральных Вод. Напротив железнодорожного вокзала было построено трамвайное депо. Рельсы подходили прямо к железнодорожной платформе. Это было сделано для комфортного перемещения отдыхающих из поезда в трамвайный вагон. 

Старое депо сохранилось и по сей день. Теперь там располагается ремонтная трамвайная станция, на территории которой выставлен один из первых вагонов - «босоножка», точь в точь такой, какой бегал по рельсам в начале XX века.

В это же время начал застраиваться «трамвайный район». Здания из жёлтого кирпича украсили главную улицу Царскую (сейчас проспект им. Кирова) со стороны привокзальной площади. Многие из них имели непосредственное отношение к трамваю. Так, в двухэтажном доме рядом с депо размещалось ремесленное училище, готовившее рабочих-трамвайщиков. А особняк напротив, тоже двухэтажный, построили братья Лейзерович, взявшие позже трамвай в аренду на 25 лет. Здесь же, недалеко от площади, были построены ведомственные дома для служащих трамвая.

Вторая трамвайная линия (парк Цветник – Провал) проходила мимо дачи-пансионата Эльзы Гукасовой, что принесло ей значительную популярность. Похожее на старинный замок здание можно увидеть и сейчас, а вот трамвайная линия на Провал не сохранилась. Виной тому, по мнению старожилов, случай, когда вагон, спускавшийся на большой скорости с горы, врезался в угловое здание. Пути были разобраны, и об этой линии забыли.

После революции началось активное развитие трамвайного дела. Добавилось несколько новых маршрутов: «Вокзал – Скачки», «Радоновые ванны – Мясокомбинат», «Железнодорожный вокзал – станция Горячеводская».

Несмотря на то, что во время войны 1941-45 гг вагоны были повреждены, тяговая подстанция разрушена, депо сгорело, а пути демонтированы по нескольким линиям, пятигорчанам удалось собственными силами восстановить и даже улучшить полюбившийся вид транспорта. 

В послевоенные годы был проложен трамвайный путь на Белую Ромашку (новый микрорайон). Взамен устаревших вагонов в 1967 г приобретены удобные, быстроходные вагоны чехословацкого производства «Татры-3». А в девяностые годы XX века были проложены трамвайные пути к микрорайону Бештау и открыты два новых маршрута. В те же годы трамвайный парк пополнился новыми вагонами.

Каждый год в Пятигорск поезда везут отдыхающих. Прямо у вокзала пассажиров встречает пятигорский трамвай. Вагоны №№1, 3, 5 и 6 за 10 минут довозят до центра города, где и расположена курортная зона с многочисленными санаториями. 

Сейчас трамвайные линии соединяют отдалённые районы с транспортными узлами города. Вагоны ходят регулярно. На маршрутах их около ста. Проблемы дорожных пробок для них не существует. Это самый удобный и экологичный вид транспорта в настоящее время. 


Знаете ли вы, что...

К 100-летию Пятигорска на горе Горячая была установлена статуя орла, которая сегодня стала символом КМВ. Этой статуей скульптор рассказал легенду об орле, который был смертельно ужален змеей, но нашел избавление от неминуемой гибели в целебной воде на горе Горячей.

Оставьте свой отзыв!

Отдыхали в санаториях КавМинВод?
У Вас есть, что сказать?

На сайте представлена подробная информация по каждому санаторию:

  • фотографии,
  • описания лечебных программ,
  • условия проживания,
  • стоимость.
Сравнить
Нажмите на иконку рядом с санаторием, чтобы добавить его в лист сравнения