Путевки по официальным ценам санатория
Бесплатный трансфер до санатория
20% скидки на все экскурсии по КМВ

Лермонтовская галерея

«Лермонтовская Галерея», наверное, одно из самых интересных строений старого Пятигорска. 

Прогуливаясь по парку Цветник, вы неизбежно окажетесь  у  светлого  невесомого  здания, абсолютно не характерного для исторического центра города.

Лермонтовская галерея. Фотограф Юрий Рыдалёв

Своим появлением столь необычная конструкция обязана стечению нескольких обстоятельств. В 1900 году директором Кавказских курортов был назначен господин В.В. Хвощинский, тогда же Государственное казначейство постановило выделять  ежегодно 350 000 полновесных рублей на развитие этих самых курортов, и летом же 1900 года строительная фирма «Орион» из Владикавказа сообщила через местную прессу об открытии представительства в Пятигорске.

Лермонтовская галерея. Старые фотографии Пятигорска

Господин директор был, судя по всему, человеком энергичным и решительно  принялся осуществлять планы по увеличению притока отдыхающих в города Кавминвод. Часть выделяемых средств В.В. Хвощинский смело пускает на поддержку «индустрии развлечений», ибо в тот период просторный кисловодский Курзал с ресторацией, сценой и зрительным залом был предприятием частным, построенным Владикавказской железной дорогой. А вот жители Пятигорска и Ессентуков довольствовались галереями, возведенными в середине века 19-го, небольшими и неудобными.

И вот на совещании дирекции в августе 1900 года было принято решение о строительстве новых Курзалов, первый из которых постановили соорудить в Пятигорске. Правда, не сразу определились с местом постройки. Первоначально планировали  расположить новую галерею рядом с Казенным садом (ныне парк имени Кирова), но на осеннем совещании решили, что строить лучше перпендикулярно Николаевскому вокзалу, объединив галереи крытым проходом. Таким образом получался своеобразный комплекс с театральным залом и прогулочной галереей, пройдя по которой посетители попадали в библиотеку, казенный ресторан и в контору Пятигорской группы, что разместились в Николаевском вокзале. 

Лермонтовская галерея. Фотограф Жуков Виктор

Утвердили проекты фасадов, подготовленные академиком Шиллером. Подрядчик, фирма «Орион», выступила посредником между Дирекцией курортов и Варшавским обществом «Вл. Гостынский и К?». Фирма Гостынского владела заводами в Санкт-Петербурге и была в состоянии изготовить необходимые конструкции из металла, а кроме того производила особые «двойные» стекла. На основе работ Шиллера архитектор общества пан 3. Э. Хржановский разрабатывает детальный проект, и поздней осенью рабочие «Ориона» приступили к строительству. 

Открытие запланировали на 1 мая, в день открытия Курортного сезона. Но вначале помешали подпочвенные воды, котлован простоял до весны, и только к лету удалось возвести фундамент, цоколь и металлический каркас. Господин Хвощинский установил новую дату сдачи объекта - 15 июля, на годовщину гибели М.Ю. Лермонтова. Работы велись ударными темпами, до поздней ночи, и закончить их в срок почти успели… Однако, это Россия, и после торжественного открытия работы по заливке бетонного пола еще продолжались, а устройством эстрады и театральной сцены занялись намного позднее. 

Лермонтовская галерея. Старые фотографии Пятигорска

В ходе строительства приключалось немало курьёзов так, например, внезапно выяснилось, что акации и тополя у эстрады не позволяют установить скамьи для слушателей концертов. Строители стали лесорубами и стыдливо, под покровом ночи вырубили около 50 деревьев. Затем выяснилось, что артистических уборных для размещения заезжих звезд катастрофически не хватает, и конечно, в срочном порядке гримёрки пристроили. Но с самого первого дня «Лермонтовская галерея» не перестаёт удивлять лёгкостью и гармоничностью форм и конструкций, оригинальными инженерными находками, игрой красок и света. 

Лермонтовская галерея. Автор фотографии Павел Богданов

Галерея стала не просто памятником архитектуры. Это в первую очередь  памятник неравнодушным, решительным и изобретательным нашим предкам. Ведь это их упорство и настойчивость превратили Пятигорск в один из красивейших городов Кавминвод. Приезжайте, поднимитесь от остановки трамвая «Цветник» в парк и, присев на скамейку в тени деревьев, полюбуйтесь на нашу старую и такую прекрасную Галерею.


Знаете ли вы, что...

В России узкоколейные трамваи ходят только в двух городах – в Пятигорске и в Калининграде. Ширина колеи составляет всего 1 метр. В остальных городах России узкоколейные трамвайные пути были разобраны или «перешиты» на стандарт железных дорог – 1524 мм. Кстати, в 2013 году Пятигорский трамвай отметил свое 110-летие.

Оставьте свой отзыв!

Отдыхали в санаториях КавМинВод?
У Вас есть, что сказать?

На сайте представлена подробная информация по каждому санаторию:

  • фотографии,
  • описания лечебных программ,
  • условия проживания,
  • стоимость.

Заказать обратный звонок!

Сравнить
Нажмите на иконку рядом с санаторием, чтобы добавить его в лист сравнения